Cайт Инициативной группы
ГСК "ВОЛГА"
Нижний Новгород, ул. Родионова 163Г

Арбитражное дело от 28 декабря 2015г. "О приобретении земель общего пользования"
Уважаемый гость. Чтобы скачивать файлы Зарегистрируйтесь, или Войдите под своим логином.
Регистрания не займет более 2-х минут вашего времени.
09.01.2022, 13:47

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

 

Р Е Ш Е Н И Е


Дело № А43-860/2015
г. Нижний Новгород 28 декабря 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2015 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Садовской Галины Андреевны (шифр 35-13),
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Босецкой Ю.И.,
при участии представителя заявителя: председателя Вовчика И.Р. (протокол общего собрания от 15.02.2015, выписка из ЕГРЮЛ), Губановой Е.Ю. (доверенность от 13 января 2015 года), Дубкова А.В. (доверенность от 16 февраля 2014 года),
представителя Администрации города Нижнего Новгорода: Корнилова А.А. (доверенность от 25 декабря 2014 года),
представителя Министерства инвестиционной политики, земельных и имущественных отношений Нижегородской области: Гришановой М.А. (доверенность от 10 ноября 2015 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Гаражно-строительного кооператива «Волга» (ОГРН 1025203039421, ИНН 5260060956), г. Нижний Новгород, о признании незаконными действий Администрации города Нижнего Новгорода, выразившихся в отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 52:18:006010:489, площадью 21800 кв.м., расположенного по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Родионова, д.163Г, изложенного в письме от 16.10.2014 № 20-07/1-15488/14ис,
 

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратился Гаражно-строительный кооператив «Волга» (далее – заявитель, ГСК «Волга») с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Нижнего Новгорода (далее – заинтересованное лицо, Администрация), выразившихся в отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 52:18:006010:489, площадью 21800 кв.м., расположенного по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Родионова, д.163Г, изложенного в письме от 16.10.2014 № 20-07/1-15488/14ис, и обязании Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (в настоящее время - Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области) в месячный срок со дня вступления в законную силу вынесенного судебного решения заключить с ГСК «Волга» договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка по цене исходя из 17-кратной ставки земельного налога.

Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о рассмотрении дела согласно расписке заявителя и штампам организаций о вручении копии определения.

В ходе судебного заседания 14.12.2015 заявитель представил уточнение заявленных требований от 10.12.2015, дополнив ранее заявленные требования требованием о признании незаконными действий Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, выразившихся в отказе в заключении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участке, изложенном в письме от 19.11.2015 № 326-01/07-53/15; а также просит взыскать с Администрации и Министерства расходы по оплате госпошлины в размере 3000 рублей.

Рассмотрев данное уточнение, суд не усматривает оснований для его принятия ввиду несоответствия требованиям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявленное требование является самостоятельным основанием для обжалования в арбитражном суде.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 14 час. 15 мин. 17.12.2015, после окончания перерыва рассмотрение дела продолжено.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования считает отказ Администрации в выкупе земельного участка не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы ГСК «Волга».

Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве, просит отказать в удовлетворении требований.

Представитель Министерства требования заявителя отклонила по основаниям, изложенным в отзыве и в судебных заседаниях, считает отказ Администрации в выкупе земельного участка законным и обоснованным.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные в дело документы, суд установил следующие обстоятельства, необходимые для рассмотрения спора по существу.

Как следует из материалов дела, 15 августа 2014 года ГСК «Волга» обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Родионова, д.163Г, площадью 21800+/-52 кв.м., с кадастровым номером 52:18:0060170:489, разрешенное использование: под гаражный кооператив «Волга» (л.д.26).

Письмом от 16 октября 2014 года № 20-07/1-15488/14ис Администрация возвратила Кооперативу представленные документы.

Фактически возврат документов является отказом в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка послужило следующее обстоятельство: необходимость в предоставлении в собственность земельного участка площадью 21800 кв.м. к двум зданиям ГСК «Волга» общей площадью 77,9 кв.м., используемой в основном под проезды и проходы к частным гаражам, не обоснована. По мнению администрации, проезды и проходы к частным гаражам относятся к землям общего пользования.

Не согласившись с вынесенным решением об отказе в выкупе земельного участка, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив обоснованность заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (здесь и далее – Закон № 137-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения заявителя в уполномоченный орган, от 23.06.2014) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2.1 Закона № 137-ФЗ пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены гаражным потребительским кооперативам.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования (л.д.105) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.09.2015 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ГСК «Волга» земельным участком с кадастровым номером 52:18:0060170:489.

Согласно части 2.1 статьи 3 Закона № 137-ФЗ переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - ЗК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, от 21.07.2014) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Аналогичные положения изложены в разъяснениях, данных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем, а также представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

На основании пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьи 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по делу № А43-4458/2015 (л.д.84-88) установлено, что Кооперативу на праве собственности принадлежат два объекта недвижимого имущества площадью 58,6 кв.м. и 19,3 кв.м., которые расположены на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060170:489, площадью 21800 кв.м., образованном из площади ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060170:25, расположенном внутри него и не выходящем за его границы.

Из схемы расположения земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0060170:25 и 52:18:0060170:489 (л.д.106) следует, что на испрашиваемом земельном участке расположены нежилые здания (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.08.2014 – л.д.23, 24), а оставшаяся часть земельного участка занята проездами и проходами к частным гаражам.

Проезды и проходы к частным гаражам в силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются землями общего пользования, поскольку земельный участок имеет целевое назначение «под гаражный кооператив «Волга», огорожен, закрыт для свободного доступа неопределенного круга лиц, не являющихся членами кооператива. Проезды и проходы предназначены для эксплуатации индивидуальных частных гаражей.

Пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» содержит следующее разъяснение. Рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Рассматривая дела об оспаривании действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, суды оценивают их доводы о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

Доказательств ограничения земельного участка в обороте и запрета его приватизации материалы дела не содержат, ввиду чего оснований для отказа в предоставлении ГСК «Волга» в собственность испрашиваемого земельного участка у ответчика не имелось.

Ссылка ответчика на отсутствие с 01.01.2015 полномочий по распоряжению испрашиваемым земельным участком судом отклоняется, поскольку на момент обращения заявителя в администрацию в части полномочий по распоряжению земельными участками действовал Закон Нижегородской области от 13 декабря 2005 года № 192-З «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области», согласно статье 2 которого при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории муниципальных образований являлся орган местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области. Правила, предусматривающие делегирование указанных полномочий Министерству, изложенные в постановлении Правительства Нижегородской области от 03.03.2015 № 101 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 10 февраля 2006 года № 31», подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 01 марта 2015 года.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Нижегородской области от 03.03.2015 № 101 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 10 февраля 2006 года № 31» (вступило в силу с 01 марта 2015 года), до 1 января 2018 года предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, в случае, если схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории утверждена до 1 марта 2015 года, осуществляется в соответствии с настоящим постановлением в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Правительства Нижегородской области от 3 марта 2015 года № 101 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 10 февраля 2006 года № 31». В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу с 3 марта 2015 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года.

С учетом данного постановления, на правоотношения, возникшие до 1 марта 2015 года, распространяется действие постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 №31 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года № 192-3 «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» в редакции от 31.12.2014, в пункте 2 которого указано, что уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (в настоящее время - Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области) (определение от 30.03.2015 о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица).

Исходя из содержания пункта 2.4 Постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 №31 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года № 192-3 «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области» (в ред. от 31.12.2014), суд считает возможным определить Министерству десятидневный срок для подготовки проекта договора-купли продажи испрашиваемого земельного участка и направления его заявителю.

Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Заявитель в качестве правовосстановительной меры в целях восстановления его нарушенных прав просит обязать Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в месячный срок со дня вступления в законную силу вынесенного судебного решения заключить с ГСК «Волга» договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка по цене исходя из 17-кратной ставки земельного налога.

При этом суд отмечает, что в рассматриваемом случае при определении цены испрашиваемого земельного участка подлежит применению закон, распространяющийся на спорные правоотношения, в частности, Закон Нижегородской области от 29.06.2012 № 81-З «О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках». В части 3 статьи 2 указанного Закона определено, что цена земельного участка, расположенного на территории города Нижний Новгород, рассчитывается по формуле, исходя из 17-кратной ставки земельного налога.

В связи с чем суд считает возможным в качестве правовосстановительной меры обязать Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, рассчитанной по формуле в отношении земельных участков, расположенных на территории города Нижний Новгород, предусмотренной частью 3 статьи 2 Закона Нижегородской области от 29.06.2012 № 81-З «О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках». Применение судом правовосстановительной меры, испрашиваемой заявителем, в иной формулировке не свидетельствует об изменении требований заявителя и не нарушает его права и законные интересы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 2000,00 рублей подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 110167-170176180-182201319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
 

Р Е Ш И Л:



Требования ГСК "Волга" (ИНН 5260060956, ОГРН 1025203039421) удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации города Нижнего Новгорода, выразившиеся в отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060170:489 площадью 21 800 кв. м., расположенного по адресу Нижегородская область, город Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Родионова, д. 163Г.

Обязать Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, рассчитанной по формуле в отношении земельных участков, расположенных на территории города Нижний Новгород, предусмотренной частью 3 статьи 2 Закона Нижегородской области от 29.06.2012 № 81-З "О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках", и направить его ГСК "Волга" (ИНН 5260060956, ОГРН 1025203039421)

Взыскать в пользу ГСК "Волга" (ИНН 5260060956, ОГРН 1025203039421) с Администрации города Нижнего Новгорода расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месячного срока со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месячного срока со дня принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, в порядке предусмотренном статьей 273 АПК РФ.


Судья Г.А. Садовская


 

Суд:

АС Нижегородской области (подробнее)

Истцы:

ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ВОЛГА" (подробнее)

Ответчики:

Администрация г. Нижнего Новгорода (подробнее)

Иные лица:

ФГБУ ФКП Россреестра по нижегородской области (подробнее)

Последние документы по делу:

Решение от 28 декабря 2015 г. по делу № А43-860/2015
Определение от 27 апреля 2015 г. по делу № А43-860/2015
Определение от 30 марта 2015 г. по делу № А43-860/2015
Определение от 23 марта 2015 г. по делу № А43-860/2015
Определение от 27 января 2015 г. по делу № А43-860/2015
Определение от 16 февраля 2014 г. по делу № А43-860/2015

Показать все документы по этому делу

 

Источник: https://sudact.ru/arbitral/doc/GdVRHtotqd1r/

Категория: Документы | Добавил: gsk-volga-nn
Просмотров: 443 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar